aMariner.net yacht site
aMariner.net  Index круизы под парусом яхт дизайн постройка яхт события пошив парусов, ремонт парусов.UA SAIL Украина яхт блог статьи продажа яхт о себе

БЕЗ РУЛЯ ДО ГОЛЛАНДИИ

Когда Wispy Lace потеряла свой руль посреди Северного моря, ее владельц Robin Sholes соорудил аварийный рулевое устройсво и успешно закончил свой поход.

Мы заявились в гонку, из Скарборо (Великобритания) в Иджмуден (Голландия), проходящую в Северном море, и с нетерпением ожидали этого первого похода на борту нашей Wispy Lace, Moody 27. Вместе со мной и моей женой Сью на борту были наши друзья Рори и Стив. Дух наш был боевым, но поскольку в слабый ветер мы проходили лишь 6 миль за три часа, то  в 22.30 мы решили выйти из гонки. Мы шли под мотором всю ночь, и рассчитывали разнообразить свое плавание на следующий день сэйлингом в обещаемый 14-узловой ветер от NNE, который давал возможность быстрого хода в галфвинд.
Понятно, что гонка для нас закончилась, но были удовлетворены чудесным сэйлингом, а когда вымпельный ветер достиг 18 узлов, мы взяли риф на гроте и подняли 150%-ную геную №1.
Лодка чудесно шла 5,5-узловым ходом, когда около 16.00 раздался громкий «банг» с кормы. Сью посмотрела за транец и увидела, что сломался нижний кронштейн рулевой петли на коробке руля. Мы оказались без рулевого управления в 103 милях от Иджмудена.
Эта поломка кронштейна была очень похожа на такую же, произошедшую 5 годами раннее. К счастью, Wispy Lace имела навесной на транце руль, поэтому повреждение было легко обнаружено, и весьма доступно, но ремонт рулевой петли в наших условиях был невозможен.
Бесполезный теперь руль втащили на борт и обсудили различные варианты организации аварийного рулевого управления. Экипаж с энтузиазмом доставал из рундука кокпита различные объекты. Спинакер гик, без сомнения был признан единственно подходящим для роли баллера, но главная трудность заключалась в том, что можно приспособить как перо руля, и каким способом его присоединить к новому «баллеру» так, чтобы оно располагалось вертикально. У нас было достаточно полезных запчастей и инструментов типа дрели со сверлами, U-образных болтов и другого крепежа, реп-шнуров и т.д. Нужно было только выбрать подходящее.
Я вспомнил, что на борту есть раскладной фанерный конус (поднимаемый при ходе под мотором), и подумал о его использовании. Мы собрали конус, просверлили в нем несколько отверстий и принайтовали его к концу 3,3-метрового спинакер-гика. Это дало нам одну управляющую плоскость конуса, идущую в вертикальном направлении вниз, в то время как другие в горизонтальном положении планировали по поверхности воды. Мы также основали два управляющих конца.
Сначала мы привязали спинакер-гик к ахтер-штагу, но быстро стало ясно, что вследствие постоянного вращения он будет повреждаться о трос и в свою очередь повреждать его также. Поэтому мы приаттачили клюв гика к кормовому реллингу с помощью нескольких шлагов веревки. Рулевые (управляющие) концы, присоединенные к гику у конуса, провели побортно через проводящие блочки на планшире и далее к лебедкам спинакер-шкотов.
Устройство аварийного руля потребовало около 2,5 часов работы, и за это время приливное течение снесло нас на несколько миль от курса.
Не стоило испытывать судьбу, пытаясь идти под парусами, тем более что топлива было достаточно. Мы запустили мотор и на 5,5 узлах хода пошли курсом  к порту назначения. Управление рулевыми концами требовало некоторого искусства. Мы обнаружили, что слишком энергичное выбирание одного из концов приводит к «переруливанию», которое подом долго приходится исправлять выбиранием противоположного конца, и нагрузка на концах временами была довольно большая. Плавная коррекция курса выглядела предпочтительней. Двадцать часов спустя мы прибыли в Иджмуден, пройдя более 100 миль с аварийным рулем.

Выводы
- кронштейны (особенно нижний) рулевых петель навесных рулей и их оси требуют неусыпного внимания владельца. Наш сломался дважды из-за некачественной сварки, которую трудно было проконтролировать, поскольку она была зашлифована и заполирована.
- вероятно рычаг «баллера» аварийного руля на полную длину спинакер-гика был слишком большим, что требовало значительных  усилий по управлению. Следует увеличить угол прихода управляющих концов к гику для более легкого контроля всей системы
- желательно иметь надежное место в корме на миделе, куда можно прикрепить спинакер гик. Путенс ахтер-штага – хорошая точка, если она не находится слишком низко.
- если длина спинакер-гика позволяет, то лучше крепить его к яхте не за конец, а выдать в кокпит некоторую часть его длины в роли румпеля. Это не отменяет управляющих концов побортно, но дает рулевому некоторую возможность оперативно контролировать курс
- треугольный разборной черный конус из 10-миллимертовой фанеры идеально подходит для роли аварийного пера руля
- наличие на борту разного рода крепежа, дрели со сверлами, нескольких отрезков репшнура могут сослужить вам добрую службу в аварийной ситуации.