aMariner.net yacht site
aMariner.net  Index круизы под парусом яхт дизайн постройка яхт события пошив парусов, ремонт парусов.UA SAIL Украина яхт блог статьи продажа яхт о себе

УСНУВШИЕ ЗА РУЛЕМ

Усталость – враг номер один для яхтсмена, будь он в коротком прибрежном круизе с полным экипажем, или в трансокеанской гонке одиночников, рассказывает Paul Gelder

Что могло случиться, когда триумфальное возвращение домой превратилось в ужасный ночной кошмар для французского соло-яхтсмена Francis Joyon. Через  24 часа после достижения мыса Лизард и установления нового рекорда скорости пересечения Атлантики из Нью-Йорка для яхтсменов-одиночников, он уснул за рулем, и его великолепный тримаран IDEC был выброшен на скалы Куимпера в южной Бретани (Франция).
Сам Джойон был спасен французскими спасателями, и находился в состоянии шока, когда на пресс-конференции давал разъяснения того, что произошло. После финиша на траверзе мыса Лизард, он уменьшил парусность около полуночи, с намерением достигнуть порта Ла Трините на побережье Франции не слишком рано утром.
«Мне никак не удавалось хоть немного поспать в течение долгого времени, поэтому когда я наконец уснул, то это был очень, очень глубокий сон… Я использовал автопилот, и он должен был держать меня на заданном курсе, как это всегда было до этого случая. Но теперь  моя скорость была невелика, и я  не был предупрежден об изменении курса. Я проснулся лишь от громкого грохота разрушающегося корпуса моего судна. В час ночи тримаран наскочил на камни между 6-метровой скалой слева от меня, и такой же справа. Я подал сигнал бедствия МэйДэй, так как  полагал, что наткнулся на скалы где-то в море, поскольку проложил курс в стороне от побережья. Я не мог подумать, что в какой-то момент судно мое повернуло к берегу. Я передал свои координаты, и кост-гард ответил, что спасатели уже на пути ко мне и прибудут… пешком! Они помогли мне выбраться на берег среди обломков скал».
Команда спасателей видела, что Джойон в шоке, и доставила его в госпиталь. Несколько часов спустя он вернулся к своей любимой лодке. Прибой на скалах разбил ее на части. «Невероятно, как буквально за несколько часов лодка может превратиться в груду обломков», печально сказал он. «В море, пусть и в конце пути, вы только лишь на вахте, и должны выполнять только эту роль, и принимать все свои ошибки также как и победные фанфары потом»

Невероятное спасение
Другой французский яхтенный герой, Jean Luc Van Den Heede, наскочил на мель в 50 милях от финиша на этапе кругосветки для одиночников из Кейптауна в Сидней. Управляя свом иолом Vendee Enterprises, он не спал с тех пор, как вошел в прибрежные воды Австралии, где наблюдался плотный трафик судов, и старался идти ближе к берегу, избегая неблагоприятных встречных течений. Но в какой то момент усталость взяла свое, и он уснул на руле. Через тридцать минут он был разбужен сильным толчком, и увидел свою лодку в пене прибоя на последней песчаной банке в 300 метрах перед скалистыми берегами.  Жестоко сидящая на мели лодка, страдающая от ударов волн,  вынуждена была ожидать  благоприятного прилива несколько часов, пока буксирное судно не стащило ее на глубокую воду. «Это была только моя ошибка, и мне невероятно повезло. Я уже не думал, что лодку можно спасти», говорил Джоан. Он пересек финишную черту через 16 часов поле посадки на мель.

Подбитый Мотылек (Moth)
В кругосветке BOC Challange 1982-83г. Дэсмон Хэмптон, утомленный, уснул на руле, в то время как вел последнюю знаменитую Gipsy Moth V сэра Франциска Чичестера, зафрахтованную для гонки. Изменение направления ветра пришлось на сон шкипера, и деревянный кэч наскочил на скалы острова Габо у юго-восточного побережья Австралии, где маяк на мысу Сape Howe сигнализирует о последнем препятствии на прямом 250-мильном отрезке до финиша в Сиднее.
Хэмптон сумел взобраться на скалы и с помощью служителя маяка с ножовкой по металлу спас с яхты много оборудования: лебедки, люки, приборы и проч., прежде чем яхта была окончательно разбита волнами о скалы.
«Одиночные плавания неблагодарный труд. Пока я спал, пришедшее изменение ветра безусловно должно было изменить курс лодки, но  счастливый случай был не на моей стороне той ночью. Ведь он мог бы повернуть меня и в другую сторону». Курс яхты проходил всего в полумиле от опасных скал.

По материалам YM

Перевод Сергей СВИСТУЛА.

В тему
История, записанная со слов капитана.
К концу третьих суток нашего круиза по Черному морю на 9-метровой килевой яхте (осадка килем 1,7м) мы шли вдоль острова Джарылгач на Скадовск курсом на восток-юго-восток. Нас трое на борту. Перед полночью, на траверзе п. Лазурное, упал штиль, а зыбь с южного направления стала ощутимее. Мы пошли под мотором, забирая дальше в море. На каждой волне зыби винт подвесника выходил из воды, и мотор взвывал оборотами. Затем волны чуть притихли, мы легли на прежний курс по компасу, и пошли вдоль волны параллельно берегу в милях полторы от косы. Остров здесь являет собой песчаную косу шириной пару сотен метров. Она не просматривалась, поскольку имела низкий рельеф, а далекие огни по левому борту, аж за Джарылгачским заливом, что лежал за узкой полосой острова, не могли ввести нас в заблуждение – мы знали эти места. Игорь, сменив капитана, заступил на вахту с 02.00, а Павел должен был принять «собаку» в 04.00. Все было нормально, погода тихая, экипаж с опытом...
Звук глухих ударов килем выбросил меня из койки. Выскочив в кокпит, я увидел Игоря с недоумением глядящего по сторонам широко раскрытыми моргающими глазами. В серых предрассветных сумерках полоса пенного прибоя, набегающего на пологий песчаный берег, показалась мне (как в дурном сне!) буквально под носом яхты. Лицо Павла вынырнуло из сходного люка: «Что случилось!?». Паруса лениво полоскали в левентик при легком ветре с берега. Лодка, беспомощно тыкаясь килем в отлогое дно, раскачивалась с носа на корму и с борта на борт. На часах 04.20.
Быстро завести мотор и развернуть яхту! Главное, чтобы не сели еще и рулем. Наконец, удалось развернуться, и лодка медленно, словно нехотя, останавливаясь при каждом ударе килем о плотное песчаное дно, пошла от берега.
Каждый, кто отдыхал на этом побережье, знает, что метрах в 20-40 от береговой черты в море параллельно берегу проходит песчаная коса (бар), где человек может стоять по грудь, а кое-где и по пояс. Как мы прошли эту косу, и подошли почти к берегу, это был сейчас не вопрос, а вот как теперь выйти из ловушки?! Нам повезло. Видимо в этом месте глубина над косой была больше, наверное 1,6-1,7 метра, и мы, закренивая лодку силами 3 человек, смогли пройти над песчаным баром, получив еще несколько ощутимых ударов килем.
Разбор полетов (вещь по большей части нелицеприятная) со всей очевидностью показал нарушения правил несения вахты. Лодка оказалась на мели потому, что рулевой уснул и потерял управление судном. Капитан не был вызван наверх при изменении погоды, а ведь появился ветер. Не была произведена смена вахт по расписанию (Так и осталось невыясненным, то ли рулевой уснул еще до времени смены вахт и не вызвал сменщика, то ли сменяющий, буркнув сквозь сон «Сейчас иду», так и не проснулся и не вышел). Как бы там ни было, картина нарисовывалась следующая. Ветерок с берега сменил штиль около 03.00. Вахтенный сам поставил паруса и пошел в галфвинд вдоль берега. Вероятно, в темноте шкоты парусов были перебраны, и лодка, лишившись твердой руки рулевого, безмятежно смотревшего очередной сон, самостоятельно привелась до бейдевинда, и устремилась к берегу  (а она стабильно идет в бейдевинд без руля), и пройдя бар в каком-то глубоком месте, пришла на мель к полосе прибоя. Капитан также благополучно проспал эти события.
К счастью, зыбь к этому времени была уже небольшой, и мы не получили никаких повреждений корпуса. Счастливо отделались, а будь зыбь больше, или сели бы еще и рулем?...

Записал Сергей СВИСТУЛА

опубликовано в урнале Фарватер

Статья для яхтсменов mail to info@amariner.net